45-летие первого автомобиля КАМАЗ
16 февраля 1976 года с конвейера Камского автомобильного завода сошёл первый грузовик — КАМАЗ-5320. Сегодня на автомобильном заводе «КАМАЗа» состоится торжественное мероприятие, посвящённое 45-летию первого автомобиля КАМАЗ.
Трибуны и мобильная сцена установлены непосредственно возле главного сборочного конвейера. Многотысячный коллектив со значимой датой поздравят президент Татарстана Рустам Минниханов, генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин, депутат Госдумы РФ Альфия Когогина, председатель профсоюзного комитета компании Кирилл Пузырьков. Почётными гостями праздничного митинга станут Николай Бех и Иван Костин, которые руководили автозаводом в разные годы. Первый генеральный директор «КАМАЗа» Лев Васильев в силу возраста приехать не сможет — 7 февраля он отметил свое 96-летие.
Поздравив камазовцев со значимой датой в корпоративных СМИ, Сергей Когогин отметил, что на всём протяжении истории главным был и остаётся коллектив автозавода, и выразил признательность всем, кто внёс вклад на пути «КАМАЗа» к современному этапу и этому юбилейному событию. «Искренне хочу поздравить коллектив компании с 45-летием со дня выпуска первого грузовика КАМАЗ. Мои особые слова признательности и благодарности адресованы всем заводчанам, кто приближал выпуск первого грузовика, потом миллионного и двухмиллионного… Спасибо и новому поколению сотрудников, которые, продолжая и преумножая добрые традиции «КАМАЗа», накопленный профессионализм и опыт, воплощают в жизнь новые проекты», — обратился Сергей Когогин к заводчанам, бывшим и нынешним.
В рамках торжественной части мероприятия состоится чествование ветеранов-первостроителей и камазовцев, которые работают сегодня. Подарком заводчанам станет выступление известного российского пианиста-виртуоза Дениса Мацуева.
Необходимость выпуска современных грузовых автомобилей назрела в Советском Союзе в 60-е годы прошлого века. Тогда страна нуждалась в грузовиках с повышенной грузоподъёмностью от 8 до 20 тонн, но ни один из существующих в то время автозаводов не мог справиться с такой задачей. В итоге в августе 1969 года Приказом Совета министров СССР и ЦК КПСС было принято решение построить в Набережных Челнах комплекс автомобильных заводов с полным циклом технологической цепочки для производства большегрузных автомобилей. Планы по объёмам выпускаемой продукции были поставлены серьёзные: по 150 тысяч машин и 250 тысяч двигателей ежегодно.
Строительство предприятия полного цикла, получившего название «Камский автомобильный завод» («КАМАЗ»), началось 13 декабря 1969 года. В этот день на площадке строительства автозавода был вынут первый ковш земли. Была объявлена ударная комсомольская стройка…
Автогигант на Каме был построен в рекордные сроки. Значительная часть оборудования для завода была поставлена из-за рубежа. И уже 16 февраля 1976 года с конвейера сошёл первенец — бортовой КАМАЗ-5320. Его выпуск был приурочен к XXV съезду КПСС, и в знак успешного выполнения планов партии первый грузовик своим ходом прибыл на Красную площадь в Москву. За рулём грузовика с заводским номером №0000001 был водитель-испытатель Валерий Перетолчин. Первенец «КАМАЗа» долгие годы работал в Башкортостане, затем он был выкуплен, восстановлен и сейчас является ценным музейным экспонатом автогиганта.
В период с 1976-го по 1978-й годы автозавод выпускал три базовые модели: грузовик КАМАЗ-5320 грузоподъёмностью 8 т, строительный самосвал КАМАЗ-5511 грузоподъёмностью 10 т и седельный тягач КАМАЗ-5410 полной массой 26 т. Затем были разработаны 10-тонный грузовик КАМАЗ-53212 с увеличенной до 3690 мм колёсной базой, 7-тонный сельскохозяйственный самосвал КАМАЗ-55102, а также седельный тягач для 33-тонного автопоезда КАМАЗ-54112. При этом темпы роста производства на «КАМАЗе» были рекордными: уже в июне 1979 года с главного конвейера сошёл стотысячный грузовик, к апрелю 1980 года выпущено уже 150 тысяч большегрузов.
На новом витке истории, чтобы успешно конкурировать с иностранными производителями грузовых автомобилей, «КАМАЗ» стал активно работать над расширением спектра продукции. Первое поколение грузовиков на основе КАМАЗ-5320 покинуло конвейер лишь в 2000 году. Сейчас среди российских потребителей востребованы автомобили уже четвёртого и пятого поколений.
Сегодня «КАМАЗ» выпускает свыше 60 основных моделей и 1500 комплектаций автомобилей. В 2020 году на рынок была выведена одна из новейших разработок камазовцев — магистральный тягач КАМАЗ-54901, первый представитель автомобилей поколения К5.
Производство автотехники на газомоторном топливе, выпуск беспилотников, разработка электромобилей — по этим направлениям «КАМАЗ» не только соответствует вектору развития российского автопрома, ориентированного на мировые тренды, но и задаёт тон. Так, к примеру, минувшие несколько лет вошли в историю ПАО «КАМАЗ» многими событиями, которые подтверждают лидерство компании в сфере российского грузового машиностроения. В их числе — освоение востребованных модификаций автомобилей на компримированном и сжиженном природном газе, разработка беспилотной техники, успешное исполнение крупных контрактов на поставку электробусов КАМАЗ в столицу России.
Сегодня ПАО «КАМАЗ» — признанный лидер российского рынка не только по поставкам продукции, но и по освоению новейших технологий. За эти годы выпущено более 2,3 млн. автомобилей. КАМАЗы эксплуатируются более чем в 80 странах мира.
В соответствии с бизнес-планом в год юбилея первого КАМАЗа компания намерена произвести и реализовать 37 тыс. автомобилей. Из них на российский рынок поступит 32 тыс. автомобилей, остальные — на экспорт. Планируется, что объём инвестиций в 2021 году составит более 16,7 млрд руб. Из них на развитие модельного ряда будет направлено 13 млрд руб., более 1 млрд — на НИОКР.