Девятый этап «Дакара»: ключевые события гонки впереди
Пресс-атташе команды «КАМАЗ-мастер» Эрик Хайруллин передаёт из Вади-эль-Давасира (Саудовская Аравия), финиша девятого этапа гонки «Дакар»:
— Скорое окончание 44-го издания ралли-марафона «Дакар» чувствуется постоянно, но опытные гонщики понимают, что расслабляться слишком рано. Несмотря на то, что позади остались две трети соревнования, ключевые события январской гонки ещё впереди.
После почти трёх тысяч километров спецучастков в грузовом зачёте первое и второе места разделяют всего 11 с половиной минут. И любая случайность, вроде прокола колеса, может свести их на нет. Не выглядят солидными и полтора часа преимущества над четвёртой строчкой в турнирной таблице. Такие же плотные результаты и в других зачётах. История знает немало случаев, когда записные фавориты сходили с дистанции в самый ответственный момент.
Досрочно «Дакар-2022» завершился для одних из лидеров своих категорий Дэниела Сандерса и Росса Бранча (мото), Мануэля Андухара и Александра Максимова (квадро), а ряд титулованных гонщиков столкнулись с техническими сложностями и продолжают выступление без возможности побороться за главный приз.
Рельеф трассы на девятом этапе «Дакара» (кольцевой маршрут в окрестностях Вади-эль-Давасира) разделился на три категории: 53% песков, 33% гравия и 14% дюн. Гарантия того, что на 287 километрах спецучастка легко не будет никому. Первая половина дистанции оказалась проложена на широком плато и повела караван ралли по песчаным параллельным дорожкам и трассам, заводя участников гонки в долины и каньоны с небольшими узкими проходами. Особое внимание экипажей на вечернем брифинге было уделено именно труднопроходимым местам для самой крупной техники на «Дакаре». Чтобы проскочить эти участки без повреждений, приходилось выверять положение машины до сантиметров. На большие валуны, зачастую лежавшие посреди дороги, нужно было заезжать колесами, чтобы не пустить их под днище и не повредить мосты и детали подвески.
Первые серьёзные дюны встретились только после 140 километров пути и почти сразу сменились 50-километровым отрезком с трудной навигацией между многочисленными сухими руслами рек и долинами. Во второй раз испытать себя в сложных дюнах пришлось в промежутке 200-220 км, после чего можно было разогнаться на быстрой песчаной трассе в долинах. Дополнительной сложности для экипажей добавил сильный ветер, местами не оставивший ни малейшего дорожного следа, давая возможность проявить себя штурманам.
Предсказать победителя этапа не представлялось возможным до самого финиша, так как положение экипажей на временных отсечках менялось с завидным постоянством. Ближе к середине дистанции вынужден был остановиться Андрей Каргинов. На замену проколотого колеса на тот момент лидер гонки потратил около пяти минут, что сразу же отбросило российский экипаж на 13-е место. Плотность среди грузовиков была высочайшей — на отметке 160 км первый и 16-й экипажи разделяли 10 минут!
На «Дакаре» 2021 года чешский пилот Мартин Мацик из команды Big Shock Racing показал свой лучший результат в карьере — три победы на спецучастках и четвертое место по итогам гонки. Такие результаты вкупе с надёжным грузовиком IVECO делали этот экипаж одним из фаворитов нынешнего ралли-марафона, но «Дакар-2022» не задался с первых километров. К чести для спортсменов, они не бросили борьбу. Уверенное движение на трассе вне зависимости от её покрытия позволили Мацику совершать стремительные атаки на результат экипажей «КАМАЗ-мастер». На финише чех оказался на пьедестале: уступил 2 минуты 37 секунд победителю Эдуарду Николаеву (время 2 часа 38 минут 43 секунды) и всего 3 секунды ставшему вторым Дмитрию Сотникову.
Эдуард Николаев, пилот экипажа №505: «Хороший спецучасток с камнями и руслами. Дюн было поменьше, чем вчера, и по сложности они были проще. Проблем у нашего экипажа не возникло — с навигацией справились, техника не подвела. Не повезло Андрею Каргинову, который менял колесо, и Дмитрию Сотникову, потерявшему время на поиске скрытой точки».
Дмитрий Сотников, пилот экипажа №500: «Сегодня был достаточно быстрый каменистый спецучасток. В начале немного ошибся с курсом и пришлось сделать петлю, чтобы взять скрытую контрольную точку. В этот момент нас объехал Андрей Каргинов. Позднее уступили дорогу и Эдику Николаеву. Ближе к середине увидели экипаж Каргинова, менявшего колесо. Дорога была очень пыльной, в руслах приходилось тяжело. Плюс камни, которые сложно было увидеть в таких условиях».
Считанные минуты отделили других пилотов от попадания в ТОП-3: Антон Шибалов стал четвёртым, следом финишировали Игнасио Касале и Алеш Лопрайс. Племянник легендарного Карела Лопрайса смог опередить Андрея Каргинова и увеличить преимущество в генеральной классификации над двукратным чемпионом «Дакара» до 15 минут.
Антон Шибалов, пилот экипажа №501: «Ничего особо выделить в трассе не могу — дорожки, русла, каньоны, пески, разнообразные дюны. В самом начале не взяли точку. Пришлось крутануться. Подпустили к себе Януса ван Кастерена, который весь спецучасток держался за нами. В первой части были небольшие проблемы с машиной — вышли из строя передние правые амортизаторы, что сказалось на нашем темпе. Думаю, что не сильно проиграли. Но ехать было некомфортно, постоянно думал, что с машиной что-то не так».
Красивые пейзажи, на которые бросали взгляд гонщики, точно не захочет запомнить Янус ван Кастерен. За 80 километров до финиша голландец уступал лидеру меньше минуты, однако вынужденная 15-минутная стоянка в дюнах лишила его шансов на победу — только 15-й результат дня. Задержаться в песках пришлось и многим другим экипажам. Зрелищной для телезрителей стала сцена с участием сразу пяти грузовиков и нескольких внедорожников. В глубокой воронке, окружённой многометровыми дюнами, на боку лежал один из участников грузового зачёта, тогда как легковые автомобили пытались откопаться из мягких песков.
Стоит отметить и стабильность Герта Хузинка, третий год подряд выводящего свой гибридный грузовик на бездорожье Саудовской Аравии. Ещё несколько лет назад невозможно было представить участие в ралли-марафоне автомобилей на альтернативных двигателю внутреннего сгорания силовых установках. Но амбициозная программа «Будущее «Дакара», презентация которой состоялась в прошлом году, стремительно воплощается в жизнь. На «Дакаре-2022» выступают уже пять гибридных машин с низким уровнем выбросов углекислого газа и один на биотопливе.
Три прототипа внедорожников Audi RS Q e-tron, для которых была создана отдельная категория T1-U, уже доказали свою состоятельность на этой гонке — гибридный автомобиль, совмещающий бензиновый и электрический двигатели, восемь раз попадал в тройку призеров на этапах, в том числе выиграв два этапа. А звёздный состав команды составили 14-кратный победитель «Дакара» Стефан Петерансель, трёхкратный обладатель «Золотого бедуина» и двукратный чемпион мира по классическому ралли Карлос Сайнс и двукратный чемпион престижной серии DTM Маттиас Экстрём.
Также на «Дакаре-2022» представлен внедорожник Buggy на биотопливе, который пилотирует основатель компании GCK Motorsport Герлен Шишери.
В грузовом зачёте первопроходцем в 2020 году стал Герт Хузинк со своим гибридным Renault. В планах команды Riwald Dakar Team создание полностью электрического спортивного грузовика. Также этой зимой на Аравийском полуострове дебютировал на машине нового поколения Терухито Сугавара, его Hino оснащён дизельным и электрическим моторами. Революционным же для ралли-рейдов стало появление водородного грузовика H2 Racing Truck французской команды Gaussin. Пока в Саудовской Аравии новинку тестируют, но планы амбициозные — полноценное участие в «Дакаре» 2023 года.
«Зелёные» технологии хорошо знакомы и команде «КАМАЗ-мастер». Разработка газодизельного грузовика началась 10 лет назад, а уже в 2014-м он начал участвовать в различных соревнованиях мирового уровня, добиваясь высоких результатов. Следующий шаг — создание машины с гибридным двигателем для «Дакара».
Владимир Чагин, руководитель «КАМАЗ-мастер»: «Международная и Российская автомобильные федерации активно ведут себя в этом направлении, стимулируют нас. Генеральным директором завода Сергеем Анатольевичем Когогиным утверждена пятилетняя программа развития. На первом этапе — создание гибридного спортивного КАМАЗа, где двигатель внутреннего сгорания будет сочетаться с электрической силовой установкой. Энергия от генератора и батареи будет питать электродвигатели привода переднего и заднего мостов. Таким образом у нас будет отработана электрическая трансмиссия и система управления. Второй этап — внедрение топливных элементов на водороде, то есть мы заменим силовую установку на биодизеле на водородную».
Согласно «дорожной карте», организаторы «Дакара» с 2023 года будут поощрять участников, использующих биотопливо, а уже с 2030-го участие в гонке будет ограничено легковыми и грузовыми автомобилями с низким уровнем выбросов. Директор ралли-марафона Давид Кастера в свою очередь заметил, что эта новая эра соответствует духу времени и позволит развивать вид спорта более экологично.
А пока караван ралли в среду возьмёт курс на запад Саудовской Аравии — десятый спецучасток Вади-эль-Давасир – Биша составит 375 километров, а с учётом лиазонов дистанция спортивного дня увеличится до внушительных 759 километров.
Грузовой зачёт. Результаты девятого этапа:
1. Эдуард Николаев («КАМАЗ-мастер») — 02.38.43
2. Дмитрий Сотников («КАМАЗ-мастер») — +02.34
3. Мартин Мацик («Ивеко») — +02.37
4. Антон Шибалов («КАМАЗ-мастер») — +03.29
5. Игнасио Касале («Татра») — +04.13
6. Алеш Лопрайс («Прага») — +06.04
7. Андрей Каргинов («КАМАЗ-мастер») — +09.03
8. Мартин ван ден Бринк («Ивеко») — +09.23
9. Виктор Верстейнен («Ивеко») — +10.56
10. Паскаль де Баар («Рено») — +11.50.
Грузовики. Общий зачёт после девятого этапа:
1. Дмитрий Сотников («КАМАЗ-мастер») — 32.43.53
2. Эдуард Николаев («КАМАЗ-мастер») — +08.51
3. Антон Шибалов («КАМАЗ-мастер») — +41.18
4. Алеш Лопрайс («Прага») — +01.32.57
5. Андрей Каргинов («КАМАЗ-мастер») — +01.47.30
6. Янус ван Кастерен («Ивеко») — +02.27.43
7. Мартин ван ден Бринк («Ивеко») — +02.55.57
8. Виктор Верстейнен («Ивеко») — +04.07.35
9. Мартин Мацик («Ивеко») — +04.29.51
10. Рихард де Грот («Ивеко») — +05.12.44.