Первая победа Шибалова на этапе «Дакара-2022»
Пресс-атташе команды «КАМАЗ-мастер» Эрик Хайруллин передаёт из Аль-Давадими (Саудовская Аравия), финиша седьмого этапа гонки «Дакар»:
— Воскресенье, 9 января, стало отправной точкой для второй половины «Дакара-2022». Впереди организаторы ралли-марафона обещают самые тяжёлые испытания, хотя на такой гонке не бывает легко никогда.
За спиной у экипажей автомобильных зачётов остались 2141 «боевых» километров. И не все участники смогли добраться до бивуака в Эр-Рияде. Коварный «Дакар» не прощает ошибок никому — ни новичкам, для которых пределом мечтаний является финиш на легендарном ралли, ни опытным гонщикам, выходящих на свой очередной старт бороться за призы.
День отдыха, пришедшийся на субботу, позволил командам набраться сил и подготовить спортивную технику для оставшихся шести этапов «Дакара». Грузовики «КАМАЗ-мастер» к экватору гонки подошли в хорошем состоянии и серьёзных ремонтных работ не требовали. Механики провели регламентный технический осмотр и переборку машин с последующей заменой расходных материалов и отдельных элементов, подвергшихся серьёзным испытаниям аравийским бездорожьем.
Не все команды механиков грузового зачёта в день отдыха были на высоте. Так Мартин Солтис (Buggyra) и Альберт Лловера (Fesh Fesh Team) не смогли принять участие в седьмом этапе, причём грузовик последнего простоял в зоне старта весь день.
В воскресенье маршрут ралли взял курс на запад Саудовской Аравии — из столицы в небольшой городок Аль-Давадими, что в центральной части королевства. Общая протяжённость этапа — 701 километр (пятый на гонке), а спецучасток в 402 километра стал самым длинным во второй половине марафона и третьим в 44-м издании «Дакара».
Россыпь мелких и острых камней с более крупными булыжниками таила опасность в первые 10 километров спецучастка, и проколоть шины на быстрых и узких дорожках стало бы крайне неприятной историей. А дальше путь сотен экипажей и мотогонщиков лежал в царство дюн и песка. Более 100 километров труднопроходимых секций, в которых избежать застреваний удалось не всем.
Претендент на призовой подиум в грузовом зачёте голландец Янус ван Кастерен стал одной из «жертв» дюны — его машина легла на бок, и выручать партнёра по команде Жерара де Роя прибыл стартовавший позади Митчел ван ден Бринк, выполняющий роль быстрой технички. Потери шедшего на четвёртой позиции в генеральной классификации пилота составили порядка 20 минут. И такой расклад оказался на руку экипажу Андрея Каргинова, ежедневно атакующего результат конкурента. После половины «Дакара» их разделяло более получаса.
Куда более серьёзным инцидентом завершилась борьба за результат для победителя «Дакара-2017» в зачёте квадроциклов Сергея Карякина. На одном из участков его экипаж попал в ДТП. По словам пилота, из-за горы навстречу каналу выскочил заблудившийся итальянец — в момент лобового столкновения скорость мотовездехода Карякина составляла более 100 км/ч. В аварии пострадал штурман второй машины, эвакуированный медицинским вертолетом в госпиталь. Ранее, на пятом этапе марафона, в аварию попал ещё один российский гонщик. Штурман Алексей Кузьмич и его пилот из Саудовской Аравии Ясир Сеайдан совершили несколько кувырков через крышу и завершили выступление на «Дакаре-2022».
Казавшиеся нескончаемыми секции дюн подошли к концу в зоне нейтрализации: следующие 60 километров участники продолжали движение по асфальту с соблюдением ПДД. Переведя дух, гонщики вырвались на плато с множеством дорожек, узкими секциями и каменистым покрытием, вновь набрав высокий темп. Однако поддерживать максимальную скорость удалось не всем — шедшим позади экипажам мешала густая пыль, не позволяя совершать быстрые обгоны. И только в заключительные 100 километров спецучастка караван ралли вернулся в пески и дюны, а также заехал в долину с большим количеством вади (в переводе с арабского — пересохшие русла рек), в очередной раз предлагая штурманам продемонстрировать свои навыки.
Не смогли с первого раза взять контрольные точки многие экипажи, в том числе Дмитрия Сотникова и Эдуарда Николаева. Достаточно времени на поисках верного направления потратил экипаж Андрея Каргинова. На последних 40 километрах претендовавший на попадание в топ-10 Маурик ван ден Хювель не смог справиться с управлением: на высокой скорости грузовик начал прыгать на кочках, развернулся поперек трассы и, дважды сделав кульбит через крышу, встал на колёса. Авария стоила экипажу порядка двух часов.
На финише лучший результат дня показал экипаж Антона Шибалова, справившийся с трудной навигацией быстрее остальных. Время победителя, стартовавшего седьмым среди грузовиков, составило 3 часа 33 минуты 17 секунд. Это первый успех пилота на «Дакаре-2022» и шестой в карьере — в 2020 году Шибалов выиграл три этапа, в 2021-м — два.
Антон Шибалов, пилот экипажа №501: «Сегодня выдался настоящий рабочий спецучасток. Очень сложный в плане навигации — много коротких привязок, где никто не проехал чисто. Судя по тому, сколько заблудившихся грузовиков встретили на пути, с навигацией наш экипаж справился получше остальных».
Полторы минуты своему партнёру по команде уступил Эдуард Николаев. Третий результат показал Мартин ван ден Бринк (+4:25), в заключительной части гонки опередивший Дмитрия Сотникова (+6:52). На 13 секунд быстрее Сотникова дистанцию проехал Андрей Каргинов, ставший в воскресенье четвёртым. Янус ван Кастерен финишировал только с 16-м временем, уступив почти 40 минут.
Эдуард Николаев, пилот экипажа №505: «Такого этапа на этом «Дакаре» ещё не было. Очень сложно было психологически из-за запутанной навигации. Кто быстрее из штурманов смог сориентироваться, тот и приехал первым. Доволен работой нашего штурмана Евгения Яковлева, он молодец. В нескольких точках собиралось много грузовиков, но нам удалось справиться с задачей. Так что сегодня найти точку было уже победой».
Мартин ван ден Бринк, пилот экипажа №506: «Мы проехали хорошо, на трассе обогнали Лопрайса и Хузинка, после чего ехали за КАМАЗом. Нам удалось выиграть немного времени, потому что было очень много сложной навигации, а мы достаточно быстро нашли контрольную точку. Это была интересная гонка. Сложное, интересное место. Грузовик очень хороший, в дюнах подвеска ведёт себя надёжно, но за КАМАЗами ехать не так-то просто».
Ильгиз Ахметзянов, механик экипажа №500: «Трудный спецучасток, много сложностей по навигации. Не могли с первого раза взять одну из точек, пришлось покружиться. Было много багги, которые создавали большие помехи. Сегодня мы потеряли много времени. Технических проблем не возникло».
Янус ван Кастерен, пилот экипажа №504: «Первые пять километров были идеальными. А потом мы налетели на кочки, потеряли управление и легли на бок. После дня отдыха у нас было хорошее настроение, собирались побороться, но сегодня нас преследовала неудача. Обидно».
В генеральной классификации Эдуард Николаев вдвое сократил отставание от лидирующего Дмитрия Сотникова — до пяти с небольшим минут. Неудача отбросила ван Кастерена с четвёртого места на пятое, и теперь в минуте позади находится шестой Андрей Каргинов. Алеш Лопрайс переместился на четвёртую позицию. Теперь в первой десятке расположились сразу пять грузовиков IVECO.
Алеш Лопрайс, пилот экипажа №508: «В первой части спецучастка мы шли довольно хорошо, но потом попали в навигационную ловушку, где потеряли несколько позиций. Мы кружились вместе с КАМАЗом, а затем кто-то из голландцев обогнал нас, и дальше пришлось ехать в пыли. Это было лучшее, что мы могли сделать, потому что обогнать кого-то на последней части этапа было невозможно».
В понедельник на «Дакаре» пройдёт восьмой этап по маршруту Аль-Давадими – Вади-эль-Давасир. Протяжённость этапа — 830 километров, из них 395 км придутся на спецучасток.
Грузовой зачёт. Результаты 7-го этапа:
1. Антон Шибалов («КАМАЗ-мастер») — 3.33.17
2. Эдуард Николаев («КАМАЗ-мастер») — +01.37
3. Мартин ван ден Бринк («Ивеко») — +04.25
4. Андрей Каргинов («КАМАЗ-мастер») — +06.39
5. Дмитрий Сотников («КАМАЗ-мастер») — +06.52
6. Герт Хузинк («Рено») — +07.31
7. Алеш Лопрайс («Прага») — +07.57
8. Игнасио Касале («Баггира») — +8.19
9. Мартин Масик («Ивеко») — +13.10.
Грузовики. Общий зачёт после седьмого этапа:
1. Дмитрий Сотников («КАМАЗ-мастер») — 26.05.54
2. Эдуард Николаев («КАМАЗ-мастер») — +05.14
3. Антон Шибалов («КАМАЗ-мастер») — +31.25
4. Алеш Лопрайс («Прага») — +01.07.25
5. Янус ван Кастерен («Ивеко») — +01.36.51
6. Андрей Каргинов («КАМАЗ-мастер») — +01.37.50
7. Мартин ван ден Бринк («Ивеко») — +01.59.45
8. Виктор Верстейнен («Ивеко») — +03.10.53
9. Мартин Масик («Ивеко») — +04.03.31
10. Рихард де Грот («Ивеко») — +04.17.46.