Пассажирский транспорт ПАО «КАМАЗ»: из участника рынка в лидеры
Десять лет назад, 21 февраля 2013 года, функция по организации и продажам автобусной техники была передана из ПАО «НЕФАЗ», дочернего предприятия в Башкирии, на «КАМАЗ». В блоке заместителя гендиректора по продажам и сервису была создана служба продаж автобусов.
Как рассказал директор по пассажирскому транспорту ПАО «КАМАЗ» Самат Саттаров, за этот период проделан большой путь в развитии направления «пассажирский транспорт». Компания, которая первоначально была лишь одним из участников рынка, со временем заняла позиции ведущего игрока на рынке автобусов большого класса и абсолютного лидера рынка электробусов в России. Объём продаж пассажирского транспорта за этот период вырос в четыре раза.
«В 2022 году потребителям поставлено порядка 1500 автобусов и 55 электробусов. Несмотря на все сложности уходящего года, мы сохраняем лидирующую позицию на рынке автобусов большого класса и занимаем по итогам года 28% рынка, опережая нашего ближайшего конкурента по объемам продаж на 69%, в сегменте электробусов мы являемся безоговорочным лидером рынка РФ с долей 85%», — отметил Самат Саттаров.
В 2022 году компания продолжила поставки транспорта в Москву и исполнила два заключённых контракта по автобусам и электробусам, поставив в общей сложности 218 единиц техники. «КАМАЗ» участвовал в Транспортной реформе Санкт-Петербурга, куда было передано 364 газовых автобуса. «КАМАЗ» стал единственным поставщиком пассажирского транспорта, передавшим технику в рамках Транспортной реформы без нарушения сроков поставок. Кроме того, 2022 год стал успешен в части расширения географии продаж. Компания вышла на новые рынки сбыта, поставив крупные партии автобусов в Киров, Воронеж, Красноярск, Иркутск, Санкт-Петербург, Обнинск и Нижегородскую область.
Также активно шла работа по продвижению автобусов и электротранспорта в регионах, потенциальным партнёрам предоставлялась возможность тестовой эксплуатации. К примеру, электробус КАМАЗ-6282 успешно прошёл тестовую эксплуатацию в Белгороде, Сочи, Волгограде и Ростове-на-Дону, троллейбус тестировался в Санкт-Петербурге, автобусы в Московской области, Санкт-Петербурге и Костроме. В целях продвижения продукции компания активно участвовала в крупных выставках: SPb TransportFest, Петербургском международном газовом форуме, BW Expo в Москве. В рамках выставки BW Expo по результатам конкурса Гран-при, организованного изданием «За рулём», сразу три новинки «КАМАЗа» стали победителями в номинации «Автобусы большого класса».
«На выставке BW Expo мы презентовали рестайлинговый пригородный автобус НЕФАЗ-5299-31-52 с улучшенными характеристиками, который был положительно оценён нашими перспективными потребителями. По результатам выставки нами был заключен контракт с крупнейшим пассажироперевозчиком Московской области АО «Мострансавто» на поставку 329 таких автобусов», — рассказал Самат Саттаров.
В числе преимуществ широкого модельного ряда — качество, современный дизайн экстерьера и интерьера, продуманное рабочее место водителя и, конечно, комфорт и безопасность для пассажиров. Осознавая возрастающие требования клиентов, компания развивает сервисы комплексной поставки подвижного состава.
«Вместе с продажей пассажирской техники мы готовы предоставить пакет качественного оперативного гарантийного и постгарантийного сервиса в формате контракта жизненного цикла. Также запускаем проект «БаСтрим», который позволит проводить удалённый мониторинг и диагностику узлов. Наш продукт позволит автоматизировать сбор данных с подвижного состава в единое облачное хранилище. В системе будет реализован продуктовый портфель, способный удовлетворить как базовые, так и самые продвинутые потребности владельцев пассажирской техники. Например, программное обеспечение позволит в автоматическом режиме выполнять удалённую диагностику транспортных средств. Это позволит клиентам не только снижать издержки на сервис автопарка, но главное — существенно повысит надёжность эксплуатации нашей техники», — рассказал Самат Саттаров.
Сегодня в подразделении по пассажирскому транспорту трудятся 30 профессиональных сотрудников. В реализации пассажирской автотехники задействованы 37 компаний-дилеров. За 10 лет работы реализовано 9600 автобусов и 805 электробусов. Выручка от реализации пассажирского транспорта составила 96 млрд рублей.
Последствия санкционного давления, с которым в новых условиях столкнулись российские промышленные предприятия, не повлияли на широкие возможности компании в производстве пассажирской автотехники. «КАМАЗ» продолжает поставлять современный комфортабельный транспорт в российские регионы, содействуя реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» и решению других приоритетных для страны задач. Все автобусы передаются потребителям в установленные сроки, что подтверждает надёжность ПАО «КАМАЗ» как поставщика пассажирского транспорта.
В 2023 году компания планирует вывести на рынок новые модели пассажирского транспорта, работы по которым были приостановлены в предыдущем году в связи с переходом на альтернативные компоненты: это и автобусы особо большой вместимости, так называемые «гармошки» в дизельной и газовой модификации, троллейбус, который станет развитием линейки электротранспорта и комфортные автобусы среднего класса. Что касается продаж, в планах — нарастить продажи электротранспорта и увеличить объёмы реализации пассажирского транспорта на 24% относительно 2022 года.